Теоремы Знайки
Home ] Up ] Новости ] Психомагия ] Ссылки ] Полезности ]

[Форум] [Гостевая книга] [Чат]

Итак, перечитав свои старые материальчики, перед выкладываниием в сеть, я вдруг понял, то, что есть выложить нельзя. Вернее можно, но совершенно бесполезно, так как полностью избавиться от терминов, понятных только коллегам по цеху, невозможно, да и добавить воды, не разрушив общей структуры, у меня не получится. Но я взялся таки за это дело, и его стоит довести до конца. В итоге, я пишу практически с нуля из головы, пользуясь старыми материалами как указателями. Так как со временем у меня сейчас не очень, то выкладывать я буду частями, по мере набивания, в течении недели.

Эпилог Всего знать нельзя. (с) первая теорема Знайки.

Для начала стоит разобрать такие процессы психики как чувства и эмоции. Нужно понять, что это такое, как работают, что значат. Я буду, по возможности, пользоваться компьютерными терминами, что бы передать сходство и подобие психических и “понятных” процессов. И ещё очень часто буду использовать слово объект, которое будет означать как субъектов (людей), тек и внутренние модели. Это понятие я выношу специально, так как в нашей психике, могут практически одинаково восприниматься как людии, так и животные, и даже вещи. И слово объект подходит ко всем случаям.

Многим известна двойная структура психики, состоящая из сознания (пользовательский блок) и бессознательного (ядро операционной системы). Все психические процессы – процессы обработки и внутреннего моделирования информации, поступающей через органы восприятия. Но эти процессы построены по принципу пирамиды, где снизу располагаются процессы непосредственной обработки поступающей информации, дальше идут процессы разделения, запоминания, предварительного моделирования, упрощения. Это находится в бессознательном. Сознание же - это лишь верхняя надстройка, вершина пирамиды. Но именно эта надстройка, в активном состоянии, занимается управлением функционирования всей пирамиды. Это происходит через запросы информации в нижние слои (в бессознательное). Бессознательное же, в результате предоставляет лишь запрошенную информацию. Но в нем (бессознательном) то же протекают процессы моделирования, часто параллельно сознанию, бессознательное обеспечивает функционирование всех автоматизмов. Водители меня могут легко понять, так как большинство из них, когда сидят за рулём, совершенно не обращают сознательного внимания на управление автомобилем, и даже могут что-либо попутно делать. Тот же эффект наблюдается у рабочих на конвейере. Так вот, когда в бессознательном есть результат, который просто необходимо предоставить сознанию, а сознание в данный момент, занято совершенно другими делами, используется всё тело. Тело – это мостик между сознанием и бессознательным, который бессознательное использует для перевода сознания в режим обмена информацией, инициированного бессознательным. Я здесь не буду приводить вывод этого с доказательствами, для экономии времени. Как работает этот мостик? Очень просто. Бессознательное формирует в теле ощущение эмоции, используя для этого мышечный тонус, эндокринную систему (адреналин, гормоны и прочее), и систему ресурсорегуляции (ритмы сердца, дыхания…). Когда сформированная эмоция воспринимается сознанием (сознание переходит на кинестетическую (ощущенческую) фазу, снижается его ритм, происходит синхронизация с бессознательным, затем может произойти собственно запрос в бессознательное за результатом, вызвавшим появление эмоции), бессознательное сбрасывает телесное состояние эмоции в готовности к формированию следующей. Тело же является инерционным объектом, что делает эмоции инерционными и растянутыми во времени. Если же сознание препятствует восприятию какой-либо (как правило, оцениваемой негативно) эмоции, то сброса состояния тела не происходит, образуется эмоционально-соматический зажим. Этот зажим формирует общий эмоциональный фон, на котором проявляются следующие эмоции.
С эмоциями всё более-менее понятно, но что тогда чувства? Чувства представляют из себя сложные, комплексные эмоции, с большим временем жизни в теле, и соответственно, с большим влиянием бессознательных процессов на сознание.
Это было описание первичного эмоционального оборота. Но есть ещё и вторичный. Он представляет из себя оборот эмоций на продажу и исходя из действия шаблонов удачного опыта. С продажей мы разберёмся ниже, а шаблоны удачного опыта, представляют собой автоматизмы, закреплённые в бессознательном, порой с самого раннего детства. Они применяются по критерию похожести исходных условий и объектов участия, с ситуацией, когда-либо произошедшей или увиденной ранее, и оцененной бессознательным как удачная.

Итак, зачем я столько места израсходовал для описания действия механизма эмоций и чувств? Так как большинство ситуаций межличностного общения, проходят под контролем бессознательного, и являются сферой эмоций и чувств. А разбирать процессы бессознательного достаточно не просто, так как его критерии действия эмпирическо-статистические, и понять их простой логикой сознания трудно. Я по возможности буду давать простые определения, содержащие обобщённый смысл тех или иных чувств.

Зачем нам требуется межличностное общение (далее просто МО)? От чего мы к нему бежим, и что мы благодаря ему достигаем?
У каждого из нас есть элементарные потребности, представляющие потребность в безопасности, обеспечении, автономности, действии (творчестве). Туда же входят биологические потребности, связанные с действием механизма инстинктов ( подробнее об этом можно прочитать тут ). Многие из этих потребностей могут даже не осознаваться, и сознательно считаются как само собой разумеющееся. Большинство элементарных потребностей каждый человек может удовлетворить самостоятельно, но далеко не все. Многие потребности можно удовлетворить, лишь вступив в контакт с кем-либо. Вот здесь и появляется комплексная потребность в межличностном общении, которая сама по себе не является элементарной.
Так как весь этот механизм действия находится в бессознательном, то именно оно формирует критерии и сценарии потребности в МО. Бессознательное действует по принципу экономии ресурсов, и поэтому, ищет внешние объекты для взаимодействия, с целью удовлетворения максимального количества собственных элементарных потребностей (или наиболее значимых на данный момент), с помощью наименьшего количества объектов. Оптимальным является один внешний партнёр. Но любой процесс общения – именно взаимодействие, и это значит, что этот процесс двухсторонний. Из этого следует, что при взаимодействии удовлетворяются элементарные потребности всех вступивших во взаимодействие партнёров. Этот процесс можно назвать – близость. У близости можно выделить основное свойство – уровень (дистанция), определяемый количеством и качеством удовлетворения элементарных потребностей со всех сторон. Односторонняя близость невозможна, так как без удовлетворения своих потребностей, любой объект, будет стремиться увеличить дистанцию, для сохранения собственного ресурса (в жизни можно обнаружить множество примеров, казалось бы обратного, но это только видимость. В реальности далеко не всегда видны потребности, казалось бы, страдающего от взаимодействия человека, но они есть, например, то же страдание, идущее на продажу, для получения чего-либо ещё, или ожидание вознаграждения за свои страдания после смерти.).
Итак, потребность сформирована, она оформлена в виде внутреннего шаблона внешнего объекта (человека), способного по результатам моделирования бессознательного, вступить в близость и удовлетворить потребности. Бессознательное рассчитывает не только то, что требуется получить, но и учитывает те ресурсы, которые придётся отдать. В итоге, получается идеализированный образ объекта, с которым сравниваются все попавшие в поле восприятия. Но это ещё не всё. Формируется поведенческий шаблон и система невербального оповещения (можно сказать, на лбу написано), способствующая сближению с искомым объектом.Этот процесс могут видеть учителя в школах, наблюдая за детьми в возрасте достижения половой зрелости и развития либидо (полового влечения). Иногда, удаётся пронаблюдать за членами семьи, или коллегами по работе. За собой заметить эти изменения практически невозможно. Этот процесс можно назвать - процесс поиска партнёра, или поисковое поведение. Поиск длится до нахождения требуемого объекта, и по достижении этого поведение изменяется. Некоторым людям так нравится сам процесс поиска и соответствующее поведение, что конечный результат поиска становится нежелательным. В результате для этого формируется такой шаблон конечной цели, что он в принципе делает завершение поиска недостижимым (поиск абсолютно идеального партнёра, к примеру).
После нахождения искомого объекта и установления контакта, поведение и невербалика изменяется. Происходит установление близости, по принципу взаимообмена. Для облегчения этого процесса, особенно для реализации половых инстинктов, используется особый механизм – влюблённость. Как он работает? Очень просто. Происходит подавление негативной оценки любых действий объекта, находящегося в близости. Это есть – сильное чувство, формируемое бессознательным, удерживающее сознательную деятельность в ограниченных рамках (можно сказать, что влюблённый человек полностью находится под контролем своего бессознательного, высвобождая ресурсы для деятельности по укреплению близости и закрепления отношений. Как побочные результаты действия этого механизма, можно выделить преобладание бессознательных типов действия, в виде повышения (интенсификации) эмоциональных переживаний, уменьшение времени реакции, обострения интуиции, активизации некоторых творческих процессов связанных с интуицией, снижение общего болевого порога чувствительности, и отказа от долгосрочного планирования и постановок новых целей. Но процесс влюблённости ресурсозатратен, и поэтому ограничен во времени (обычно максимум длительности его не превышает трёх лет). После завершения этого процесса, происходит “открытие глаз’, в виде осознания негативной оценки партнёра по близости, причём становится очевидной оценка за период действия влюблённости. Сколько можно вспомнить таких вот высказываний: - У нас вообще ничего общего не было, да и не могло быть в принципе! Я не представляю, как мы умудрились прожить вместе столько лет! Если быть более точным, то вместо реального объекта взаимодействия, влюблённый получает лишь образ своего шаблона,.предоставленный его бессознательным. Чем более полон этот шаблон, и чем он точнее передаёт реальный объект, тем сильнее и интенсивнее переживание влюблённости. В молодов возрасте (детстве, и юности) психическая система не обладает большим набором информации о внешних объектах, и поэтому, для создания шаблона любви может использоваться реальный объект. Позже, с возрастом, зто свойство теряется, замещаясь количественно-качественным методом построения шаблонов. Из этого проистекают такие верования, как то, что настоящая любовь может быть только один раз в жизни, и тому подобные, но это далеко не так. Вполне реально сознательно подгонять свои шаблоны к реальным объектам, пользуясь влюблённостью по своему выбору. Но у шаблона, построенного по реальному человеку есть существенный недостаток – статичность. Так как живые люди не стоят на месте, а раззвиваются и изменяются, то через некоторое время действие шаблона оказывается неэффективным. Этим можно легко объяснить долгую и нежную влюблённость, разделённых пространством людей. Так как у них нет реальной возможности активно контактировать, и этим нарушать действие внутренних шаблонов друг друга, они живут в ожидании встреч, взаимодействуя только со своими внутренними образами.
Что же тогда можно навать настоящей любовью? Вопрос этот уже больше философский, ибо на простом, животном, уровне функционирования психики этого понятия нет вообще. Влюблённость есть, и это понятно, но любовь – это уже что-то другое. Я считаю, что любовь – это уже чисто сознательное действие, направленное на укрепление и развитие близости. Причём, это действие происходит не из-за привязанности (что я разберу ниже), а для развития и гармонии всех, участвующих в близости, с обязательным взаимоудовлетворении элементарных потребностей. Для понимания и, особенно, для практического применения рекомендую прочитать замечательную книгу, на которую, к сожалению, мало кто обращал внимание - пять языков любви  Вот здесь пора рассмотреть сознательный аспект межличностного общения, присущий только людям. Но об этом во второй части.


ЗЫ…… Для желающих высказать своё мнение по этой теме, или покритиковать, я выдвигаю обязательные условия. Первое,- точно обосновывать свою позицию. Второе, -если у вас есть другое мнение – приводить его с выводом и в контексте. Третье, - если кто чего не нашел, то рекомендую дождаться следующих частей материала. Если чего не понятно, задавайте конкретные вопросы, постараюсь объяснить.

ЗЫЫ…. Кто будет наезжать просто так, из желания выпендриться, те будут мной просто проигнорированны, или получат ответный наезд в том же духе (по моему настроению).


Вторая часть
Что нельзя знать, то можно узнать. (с) Вторая теорема Знайки

Для начала, маленькое лирическое отступление.
Генетики установили один примечательный факт. Генотип человека отлиичается от генотипа шемпанзе всего на один процент. Но в итоге в этот один процент, вошло как отсутствие хвоста и волос на теле, так ии более заметные отличия в виде прямохождения, и соответственно, изменение в скелете. Чего сразу непонятно, так это наличие фундаментальной разницы в психической системе, которую одним процентом отличия сложно объяснить. Но раз факт налицо, то я попробую с этим разобраться. Что выделяет человека из всего остального животного мира? Ответ один – наличие разума. Всё остальное – это либо его инструменты, либо его продукция, либо и то и другое одновременно, например речь.. Но что же это такое разум, откуда берётся, из чего состоит? Ранее я рассматривал двойственную структуру психики и отметил наличие вершины над пирамидой психических процессов. Эта верхушка называется сознание. Оно представляет собой процесс моделирования с избыточной точностью (так как сами вычислители – т.е. нейронные процессоры, являются не точными и подврженны сбоям, то используется избыточное вычисление, когда одновременно запускаются несколько процессов, а результат принимется по критерию совпадения результатов большинства из них. У такого процесса есть основное свойство – эффективность=быстродействие. Эффективно распараллелить этот процесс, для увеличения быстродействия, нельзя, так как используется прямая последовательная структура вычислений. А у любой ограниченной системы есть предел ресурса, и соответственно, предел быстродействия и эффективности). Для повышения эффективности работы последнего, требуется наибольшее количество данных, но учитывая ограниченность ресурса, требуется упростить эти данные до минимально возможного состояния, при сохранении их свойств. Сознание является финальным процессом моделирования. Свойства сознания – абстрактное (отделённое от реального объекта) мышление, последовательно-логические структуры поведения, система комуникации основанная на коротких (ключевых) сигналах, и многое другое. Есть ли такая структура у животных? Эксперименты подтверждают, что да. Причём она есть даже у таких, казалось бы, низших животных, как крысы и некоторые птицы. С собаками и дельфинами, вообще всё очевидно. Тогда где кроется отличие человеческого сознания от аналога у животных? Я считаю, что разум – это психическая система, обладающая внутренней моделью самой себя . (с) Я
Благодаря этой особенности, человеческое сознание получило качественное отличие от сознания животных, в виде построения внутреннего моделирующего процесса из предельно упрощённых элементов – слов. У человека появилось новое качество – внутренний монолог. Всё это позволило моделирующей системе выделять ключевые, предельно упрощённые последовательности действий, которые можно назвать выделенными смыслами действий.
Итак, конечный продукт деятельности разума, и сознания человека, в целом – конечный смысл действий. Смысл – наиболее упрощённая модель, описывающая суть действия и причинно-следственные связи процесса. Чем проще этот смысл, тем больше его эффективность при применении, и соответственно, большее влияние на остальные процессы параллельного моделирования. Кстати, разум работает не только целиком в сознании, но и использует значительную часть бессознательного, где и размещается часть модели самой себя. Отсюда вытекает отсутствие прямого осознания многих смыслов, хотя интуитивное принятие их есть. И это оказывает значительное влияние на сознательную деятельность, которая отвечает за постановку целей для бессознательного. Так же одним из сильных свойств разума является возможность использовать для внутреннего употребления и изменения поведения вцелом, внешних смыслов, выраженных в виде слов, или печатного текста. Именно этим свойством мы все активно прользуемся при обучении, и в процессе межличностных контактов.
Как смыслы влияют на сознательную и бессознательную часть межличностных отношений?
Любую ситуацию межличностных контактов можно рассмотреть как взаимодействие трёх. Из них двое – субъекты, а третий – смысл (смыслы) взаимодействия. Смысл является скрепляющим отношения (близость) посредником. Причём этот смысл (ы) обязательно должен быть общим для этих двух субъектов. Каков же это может быть смысл? Начну снизу пирамиды. Элементарные материальные потребности, сексуальные потребности, эмоциональные потребности, духовные (области высшего смысла, уровень внутреннего божественного) потребности. Чем выше по уровню пирамиды располагается смысл, тем большее значение он имеет. Но эта пирамида у каждого своя, здесь я привёл средне-количественную версию. Хотя, для большинство людей это именно так. Отличия могут быть в виде, чаще всего временного, замещения верхней ступени какой-либо ещё снизу, или объединением сразу двух ступеней, с сответствующим увеличением их значимости.
В близости каждый субъект стремится удовлетворить максимальное количество своих потребностей, тем самым перекрыть все уровни сразу. И если это происходит, хотя бы временно, то близость приносит состояние удовлетворения всех значимых потребностей на тот момент. При этом возникает чувство счастья, так как бессознательное рапортует о достижении поставленных целей, а сознание, в этот момент не ставит новых. Вот к этому чувству, большинство из нас так стремятся, но мало кто знает технологию достижения. Если сказать одной фразой – счастье возникает тогда, когда желаемое соответствует действительности. Этого состояния можно реально достичь и другими, отличными от близости средствами, но мы сейчас говорим не об этом.
Можно выделить одно свойство близости. Смысл, который поддердан с двух сторон (со стороны двух субъектов), усиливается, становится более значимым. Иными словами, в близости происходит работа по увеличении значимости разделяемых смыслов, при этом усиливая саму близость. И здесь появляется привязанность, так как вне этой близости, значимость разделённого смысла теряется, что воспринимается как чувство реальной потери, и психологической боли. Иногда, ожидание этой потери рождает страх, который чвляется болью, растянутой во времени. А на страх и боль субъекты, как правило реагируют, исходя из инстинктивных программ, в виде а) агессии; б) бегства; в) ступора (согласия с поражением). Так проявляется чувство ревности. Когда и как оно возникает, почему для одих это одно, а у других совершенно иное?
Вернёмся к смысловой пирамиде. Если близость базируется на каком-либо низком уровне смыслов, то чувство ревности у одного субъекта будет возникать во случае обращении другого к кому-либо третьему на этом же уровне, или на более высоком. На более низком уровне внешний контакт не будет восприниматься как страх потери, и чувство ревности не возникает (за исключением случаев ревности на продажу, но об этом в третьей части). К примеру, если у пары близость на хорошем эмоциональном уровене, то даже сексуальная измена одного из партнёров не вызовет у другого чувства ревности, и иаоборот, при только материальном уровне, чувство ревности будет возникать даже при чисто материальных (по работе) контактах другого. Избежать этого чувства ревности сознательно нельзя, как бы не стараться, всё равно останетс соматический зажим. Можно лищь повышать логический уровень близости, и тогда, любые внешние контакты за пределы пары, будут избавлены от страха потери,. и соответственно ревности. Так как, при духовном уровне близости ситуация разрыва маловероятна, и возможно объединение в большую по численности структуру близости (наглядный пример тому множество сект, где это в порядке нормы).
Что же еще существенно влияет на межличностные контакты? Инстинктивное поведение, заданное в рамках системы размножения, а так же шаблоны удачного опыта, закреплённые с раннего детства. Но об этом в третьей части.

 

Третья часть.
Что нельзя узнать, то можно придумать. (с) единственная теорема Незнайки

Все живые (и даже неживые ) объекты взаимодействуют с окружающей реальностью двумя способами. Первый – агрессия. Она проявляется в активных действиях по взаимодействию, проба окружения на прочность, с учётом реакции окружающей среды на воздействие. Этот способ можно назвать – лидерство. Второй способ – пассивный. Он проявляется в ожидании воздействия со стороны окружения, с соответствующей на это реакцией. Конечно, людей с чистыми типами действий не бывает, но есть некоторое преобладание одного из них.
Теперь можно выделить ещё два типа инстинктивного поведения. Первый – ребёнок. Для него центр мира – он сам. Всё остальное является приложением, направленным на удовлетворения его потребностей. Он стремится всё окружение подчинить своим интересам, на как можно большее время. Второй тип – родитель. У него центр мира – это внешний объект (ребёнок). Выражается это в виде заботы об внешнем объекте, его воспитании, и передачи собственного опыта, так же частичной самоидентификации с ним.
Но при взаимодействии родитель – ребёнок есть один подвох. Ребёнок стремится всё своё время заполнить вниманием родителя, а родитель (по крайней мере один и с нормальной психикой), способен выделить лишь органичное время. В результате начинается борьба за ресурс, выраженная в виде создания манипулятивных пар, где разыгрываются драмы и комедии жизни. Если применить к двум типам инстинктивного поведения два метода взаимодействия с миром, то можно выделить шесть пар взаимодействия. Подробно об этом можно прочитать тут. Что называется манипуляцией? Желание получить что-либо, и не расплатиться за это, сэкономив тем самым ресурс. Как это проявляется? По разному, даже не хочется приводить кучу примеров, все мы и так всё видим, но всё же один классический. Если сделать человека виноватым, то с него можно многое получить, чего бы он обычно не дал бы. Тут и проявляются все чувства и эмоции, идущие на продажу. Самая распространенная - переживание. Многим знакомо? А кто задумывался, зачем это переживание нужно? Ведь по сути получается, что переживать – либо слишком рано (еще ничего не случилось), либо уже слишком поздно (уже случилось, а что толку от переживания при этом, ведь ничего исправить уже нельзя). Единственное применение переживания – предъявление претензии к объекту, который его вызвал (например задержался где-либо), или апелляция к третьему лицу, с просьбой или требованием о помощи. Чем более сильное переживание, тем соответственно, его можно выгоднее продать, получив взамен то чего больше хочется (что угодно, или отмазку, что этого больше не повторится ). С остальными чувствами и эмоциями на продажу всё работает аналогичным образом. Откуда берутся эти типы взаимодействия? Они считываются с окружения. Как правило, в детстве, поведение и стратегии действия родителей, и людей из ближнего окружения, воспринимаются как абсолютно удачные, так как ещё нет собственного опыта для сравнения. После, в собственной взрослой жизни, похожих ситуациях включается автопилот бессознательного, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Общая черта манипулятивного (в негативном понимании этого слова) поведения – торговля чувствами и эмоциями, оцениваемыми негативно. Я из за тебя пострадал, изволь расплатится! Это манипулятивное поведение следствие действия зависимости от внешнего объекта в межличностном общении. Можно ли вырваться из этого порочного круга зависимости, и при этом сохранить сами отношения? Конечно можно. И это возможно сделать только через настоящую любовь. Каким же способом? До этого я разобрал две инстинктивных стратегии поведения – ребёнка и родителя. Но у человека есть ещё разум, для которого важен смысл действий. И это рождает ещё одну стратегию – идеальный взрослый. Этот тип взаимодействия исключает всякую возможность манипулятивных игр (исключение составляют “положительные” манипуляции, наиболее эффективные в некоторых ситуациях), предлагая качественно новый уровень взаимодействия – открытые сделки. Посредством чего и происходит взаимообмен, так необходимый для каждого из участников взаимодействия. Тут становится очевидным, что торговать негативом просто невыгодно, и на базар отношений выходит совершенно другой товар. Об этом и написана книга “Пять языков любви”, ссылку на которую я приводил выше. Торговля позитивными эмоциями гораздо эффективнее и приятнее для всех включённых во взаимодействие. Для любителей манипулятивных игр я могу сказать, что как бы не хотелось сэкономить ресурсы, это просто невозможно сделать. Так как если не будут удовлетворяться потребности (как правило положительные, та же потребность в любви) другой стороны, то игры не состоится, близость не возникнет. Но как же обойтись без манипуляций? Обходится и не нужно, только не стоит предлагать для компенсации негативные переживания, заменяя это авансовым предложением положительных эмоций. Хотя трудновато отказаться от, впитавшегося в душу, принципа – утром деньги, вечером стулья. Но и здесь я хочу заметить, что количество душевной теплоты, внимания и прочего положительного ресурса, от его раздачи не уменьшается, а наоборот увеличивается. Так зачем же культивировать страдания, вместо развития радости?

Вот на этом пока и всё. Я намеренно пропустил достаточно много моментов, и тонкостей, рассчитывая на плодотворную дискуссию. Если тема будет востребована общественностью форума, то может появится ещё одна, уже практическая часть, или, если сказать проще – инструкция по достижению счастья.

ЗЫ… Отзывы, комментарии и пожелания принимаются в этот топик.

 

 

 

Hosted by uCoz